Скажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне действовать самому, и я научусь.
При переходе из начальной школы в среднюю учащиеся преодолевают сложный психологический барьер: им приходится привыкать и к предметной системе обучения, и к занятиям в разных кабинетах, и к новым учителям, и к требованиям каждого из них. В этот период у учащихся, как правило, наблюдается повышенная нервная возбудимость, быстрая утомляемость, рассеянное внимание и, как следствие, снижение успеваемости. Поэтому я стараюсь помочь пятиклассникам адаптироваться в новых условиях, вести преподавание с учетом не только тех знаний, которые учащиеся получили в начальной школе, но и с использованием тех методических приемов, которые характерны для начальной школы. В таких ситуациях я использую метод наблюдения. Он позволяет мне, посещая уроки математики в начальной школе и беседуя с учителем, выявлять индивидуальные особенности каждого ученика и всего класса в целом. Такой метод позволяет практически безболезненно преодолеть адаптационный период перехода из начальной школы в среднюю, т.к. знакомство учителя и учащихся произошло задолго до прихода детей в 5 класс.
Так же, одним из успешных условий работы по преемственности является организация уроков повторения в конце 4 класса и в начале 5 класса, а так же организация системы контроля знаний, умений и навыков учащихся в указанные периоды. Чаще всего я провожу тестирование. Тестирование и последующий анализ тестовых работ позволяет мне выявить то, что недостаточно прочно усвоено на уроках математики в начальной школе. Это необходимо мне для дальнейшего планирования и корректировки знаний.
Приведу пример теста предлагаемого учащимся 5-го класса в начале учебного года после обобщающего повторения курса математики начальной школы:
Вариант 1
- Запишите цифрами число триста двадцать семь тысяч восемьсот девять.
- Запишите число, которое при счете идет перед числом 7800.
- Из числа 8 970, 10 114, 10 096 выберите и запишите наибольшее число.
- Вычислите: 597 +1308.
- Вычислите: 3120 – 512.
- Вычислите: 2800 * 70.
- Вычислите: 609 * 53.
- Вычислите 29 456 : 7.
- Вычислите: 20 480 : 32.
- Какое действие выполняется первым: 570 + 300 * 60 : 12 ?
- Какое действие выполняется последним: (400 – 80 * 3) : 20 ?
- Сумма равна 80. Первое слагаемое равно 20. Найдите второе слагаемое.
- Чему равно делимое, если делитель равен 40, а частное 2 ?
- Заполните пропуски: 5090м = …км …м.
- Выразите в килограммах 3т 4кг.
- Сравните величины: 1ч 20мин и 100мин.
- 12кг печенья стоят 240р. Сколько стоит 7кг печенья?
- Велосипедист в первый день ехал 6ч со скоростью 20км/ч, а во второй день он проехал такое же расстояние за 8ч. Найдите скорость велосипедиста во второй день.
- Начертите отрезок 13мм.
- Сторона квадрата равна 5см. Найдите периметр квадрата.
- Ширина прямоугольника равна 4дм, что на 1дм меньше, чем длина. Найдите площадь прямоугольника.
- Найдите значение выражения т – 570,если т = 570.
- Найдите значение выражения 300 * п, если п = 1.
- Решите уравнение х – 60 = 330.
- Решите уравнение х * 5 =350.
- У Маши было 120 марок. Она подарила сестре половину всех марок и еще 3 марки. Сколько марок осталось у Маши?
- Найдите закономерность и запишите еще одно число: 10; 2; 11; 4; 12; 6; 13; …
- Вставьте вместо * пропущенные цифры: *4* + 2*5 = 601.
Проблем у пятиклассников достаточно много и адаптация дается тяжело. Ваш подход действительно должен помогать пятиклассникам . Но как быть если в настоящее время при укрупнении школ дети приезжают из разных населенных пунктов и нет возможности так близко знакомиться с ними еще в 4 классе?
ОтветитьУдалитьРазделяю подход педагога о предварительном знакомстве с учениками, определении их базовых знаний и постепенный переход их к обучению в среднем звене. Это помогает снять тревожность учащихся.
ОтветитьУдалить